Захарова ж.а осипова и.и. замещающая семья научно-методическое пособие. книга

Содержание


Главная | О нас | Обратная связь

Тема 10. Особенности коррекционной работы с ребенком с особыми нуждами, воспитывающегося в условиях замещающей семьи

1.


Специфика коррекционной работы по изменению социальных установок и ценностных ориентаций.

2. Технология обновления навыков социального поведения у детей, имеющих отклонения в физическом развитии.

3. Технология коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Основные понятия темы: коррекция, ребенок с особыми нуждами, дети с ограниченными возможностями, специфика коррекционной работы, социальное поведение, социальные установки, ценностные ориентации.

Обязательные домашние задания (общие):

1. Изучите книги Н.А. Саковича «Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками». – С. 12-36; Е.Л. Мерзляковой «Как правильно общаться с ребенком. Уроки родительского мастерства». – С. 45- 97; «Методика и технология работы социального педагога», под ред. Л.В. Мардахаева. – С.128 -150; П.А. Шептенко, Г.А. Ворониной «Методика и технология работы социального педагога». – С. 170-182.

1. Разработайте свой вариант программы обучения приемного ребенка с особыми нуждами определенного возраста навыкам социального поведения.

2. Изучите индивидуально-личностные особенности детей с ограниченными возможностями (особенности социально-эмоционального развития, межличностные отношения, нравственное развитие, проявление агрессивного, адаптивного поведения.

Вопросы для рефлексии:

1. Какие вопросы при подготовке домашнего задания у вас вызвали затруднения?

2. Что особенно привлекло внимание, показалось интересным и полезным для практической деятельности?

Литература для изучения слушателями, при подготовки к семинарским занятиям:

2. Басова В.М. Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). Кострома, 2003.

3. Бернз Д.Г. Социальная работа с семьями в Англии. – М. 1993.

4. Бобылева И.А. Зотова Н.А. Петрученко О.В. Детский дом =- без детей (Модель учреждения нового типа, предоставляющего семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей). – М. 2005.

5. В помощь усыновителям (методическое пособие_. – Красноярск, 2002.

6. Гринберг С.Н. Севельева Е.В. Вараева Н.В. Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб, 2007

7. Захарова Ж.А. Тренинг семейных отношений (для приемных родителей). – Кострома, 2006.

8. Захарова Ж.А. Программа подготовки замещающих родителей. – Кострома, 2005.

9. Захарова Ж.А. Чугунова Э.И. Первичная диагностика претендентов на роль замещающих родителей. – Кострома, 2007.

10. Захарова Ж.А. Осипова И.И. Замещающая семья. – М. 2005.

11. Иванова Н.П. Бобылева И.А. Заводилкина О.В. Социально-педагогическая адаптация детей в замещающей семье. – М. 2002.

12. Иванова Н.П. Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. – М. 1993.

13. Иванова Н.П. Красницкая Г.С. и др. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум). – М. 1999.

14. Книга для приемных родителей /Под ред. Г.И. Гусаровой. – Самара, 1998.

15. Котли П. Новые приемные родители. Первый опыт. – Новосибирск, 2000.

16. Котли П. Новые приемные родители. – СПб. 2004.

17.


Красницкая Г.С. Усыновление детей: Вопросы и ответы. – М. 2001.

18. На каникулы в семью (рекомендательные материалы по организации помещения в семьи граждан в период каникул воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) /Сост. Б.Л. Альтшулер, Г.С. Красницкая и др. – М. 2003.

19. Олифсренко Л.Я. Шульга Т.И, Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. – М. 2002.

20. Опека и попечительство на детьми, оставшимися без попечения родителей (сборник нормативно-правовых актов). – Красноярск, 2002.

21. Организация работы с приемными семьями: Методические рукомендации. – Екатеринбург, 1997.

22. Ослон Жизнеустройство детей-сирот: прфессиональная замещающая семья. – М. 2006.

23. Правовые основания создания и функционирования приемной семьи (сборник нормативно-правовых актов). – Красноярск, 2003.

24. Преодоление трудностей социализации детей-сирот /Под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль, 1997.

25. Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб. 2007.

26. Семейное устройство (рекомендации специалистам органов опеки и попечительства по организации работы с гражданами при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью /Сост. Г.С. Красницкая, А.Г. Рудов. – М. 2006.

27. Семьи-мосты: приемные семьи краткосрочного размещения /Методические материалы Британской организации «Барнардос». – СПб. 2004.

28. Чугунова Э.И. Формирование жизненно важных навыков у ребенка, воспитывающегося в условиях замещающей семье. – Кострома-Мю, 2004.

29. Чугунова Э.И. Программа подготовки воспитанников учреждений интернатного типа в жизнив семе. – Кострома, 2006.

30. Центр помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности /Под ред. Г.М. Иващенко. – М. 1999.

31. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. -2002.

Lois R. Melina – “Raising adopted children”, Ch. 12. 1998, USA.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Лесосибирский педагогический институт –

филиал Сибирского федерального университета

Адаптация ребёнка — социального сироты в замещающей семье — процесс, происходящий на личностном уровне ребёнка, на уровне семьи, формирующей новые его связи. Это процесс формирования новых привязанностей и стабильных принимающих межличностных отношений между ребёнком и семьёй.

Адаптация — это ответственный этап вхождения ребёнка в семью, и то, насколько быстро сформируются здесь новые отношения. От этого будет зависеть его дальнейшее развитие, как личности.

Для успешного создания замещающей семьи и благополучного развития в ней ребенка-сироты нужно провести трудоемкую работу, которая не всегда может иметь положительный итог. Психологическую подготовку проходят и приемные родители, и сами приемные дети. А самое главное вообще подобрать хороших людей, чтобы ребенок попал в заботливые руки.

И.И.Осипова считает, что ведущую роль в успешности деятельности «замещающих семей» имеет процесс подбора, обследования кандидатов, их обучения и профессионального сопровождения замещающей семьи. [1]

Многие социальные педагоги в своих работах демонстрируют практическое исследование среди взрослых и детей, поэтому мы решили провести анкетирование студентов-сирот, узнать сложности их адаптации в замещающих семьях, выяснить, как они их преодолевали.

Анкета состояла из 8 вопросов:

1. В каком возрасте Вы попали в приемную семью?

2. Как Вы представляли себе жизнь в приемной семье?

3. Как Вас приняли?

4. Были ли другие дети в семье помимо Вас? Как у Вас сложились с ними взаимоотношения?

5. Возникали ли у Вас конфликты с приемными родителями? Как Вы их решали?

6. Приемные родители обделяли Вас вниманием?

7. Если бы Вы оказались на месте приемных родителей, то чего бы Вы ни стали делать?

8. Какие советы Вы бы дали родителям, которые хотели бы взять приемного ребенка?

Анкета была представлена пятнадцати студентам нашего института из числа детей сирот, воспитывающихся в замещающих семья. Проанализировав анкету, мы пришли к следующим выводам.

Возраст, в котором дети-сироты попали в замещающую семью, составил от 1,5 года до 16 лет, таким образом, можно сделать заключение, что типы семей были разными: опекунские, приёмные, попечительские.

Но второй вопрос «Как Вы представляли себе жизнь в приемной семье до принятия в неё?» пять студентов ответили, что хорошо, положительно; одна из опрошенных ответила, что ждала лучших родителей, чем родные, а другая — что не думала о том, что ее полюбят, как родную.

На вопрос «Как Вас приняли в приемную семью?» все ответили: хорошо, но следует отметить, что треть опрошенных воспитывались в опекунских семьях у родственников. Большинство опрошенных констатировали, что они нашли общий язык с замещающими родителями.

На пятый вопрос «Возникали ли у Вас конфликты с приемными родителями? Как Вы их решали?» 20% респондентов ответили, что были, но они их совместными усилиями решали, а 30% — что конфликтов не было практически никогда. Замещающие родители не обделяли вниманием детей-сирот, проживающих в семьях, вниманием, многие относились так же, как к родным.

Седьмой вопрос анкеты был поставлен так, чтобы отвечающие могли себя представить на месте приемных родителей. Он звучит так: «Если бы Вы оказались на месте приемных родителей, то чего бы Вы ни стали делать?». Один из студентов вообще не стал отвечать на этот вопрос. Остальные (14 чел.) ответили, что их всё устраивает, но добавили, что нельзя:

· обижать и проявлять безразличие;

· запрещать подольше гулять;

· говорить, что он приемный.

Одна студентка ответила, что не стала бы брать ребенка, если бы была не готова во всех отношениях.

На последний вопрос, «Какие советы Вы бы дали родителям, которые хотели бы взять приемного ребенка?», дали такие советы:

· не говорить, что он приемный;

· принять в семью ребенка как своего;

· быть ответственными родителями;

· уделять больше внимания детям;

· идти на уступки;

· никогда не упрекать в том, что сделали их родные родители,

· хорошо подумать перед тем, как взять приемного ребенка.

На наш взгляд, ответы на последний вопрос высветили наиболее проблемные места в воспитании детей-сирот в замещающей семье. На прямые вопросы о проживании в семье студенты-сироты так или иначе пытались не обозначать «острых углов» при адаптации в замещающей семье.

Таким образом, можно сказать, что попасть в приемную семью можно в любом возрасте, на жизненном пути возникают разные ситуации. Важно отметить, что родные не бросают в беде, так как исходя из ответов видно, что многие воспитываются в опекунских семьях бабушек и дедушек, а также теть и дядь.


Также порадовало то, что при наличии родных детей, отношение к приемным детям во многих семьях не отличается, они считают их своими, дарят любовь и тепло, оберегают. При возникновении конфликтов родители не падают духом, а стараются решить проблемы, найти компромисс. Больше всего я обратила внимание на ответы одной девушки, которая дважды отметила, что нельзя говорить детям, что они приемные. Начинаешь понимать, что независимо от возраста и времени пребывания в приемной семье человеку все равно тяжело и что только кровная семья является естественной для любого ребенка.

1. Антонова Л.Н. Петренко В.А. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учебно-методическое пособие /Под ред. Г.И. Климантовой- М. Издательство Российского государственного социального университета, 2008.

2. Горбунова Е.А. Социальная адаптация в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореферат диссертации канд.пед.наук. — М. 2009.

3. Захарова Ж.А. Программа подготовки замещающих родителей / Под ред. В.М. Басовой. – Кострома: Авантитул, 2006.

4. Митросенко С.В. Колокольникова З.У. Образ семьи у детей-сирот // Семья в России. 2008. № 3. С. 100-105.

5. Осипова И.И. Захарова Ж.А. Замещающая семья: Методическое пособие. – Москва-Кострома. 2005.- 95с.

6. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М. Генезис, 2006.

7. Хрусталькова Н.А. Организационно-педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей: теория и технология //Инновации в образовании. – 2006. — № 6.

[1] Осипова И.И. Захарова Ж.А. Замещающая семья: Методическое пособие. – Москва-Кострома. 2005.- 95с.

Замещающая семья в России 2321

Аннотация

Неуклонный рост социального сиротства в России определяет актуальность социальных исследований данного явления. Статья не пытается обозначить причины роста этого вида общественной аномии, а определяет пути стагнации и ставит вопросы развития всех форм семейного жизнеустройства детей-сирот как единственного пути решения их проблем, создания условий для интеграции и социализации детей-сирот. В статье описаны различия всех форм жизнеустройства, условия адаптации приемного ребенка в замещающей семье, ее проблемы и способы их разрешения. Для определения эффективности сопровождения замещающих семей автором проведено анкетирование выпускников государственных учреждений для детей-сирот в Костромской, Кировской, Ленинградской и Брянской областях (число опрошенных респондентов составило 546 человек), также осуществлен мониторинг уровня тревожности приемных родителей и приемных детей в вышеперечисленных регионах и районе Ясенево Москвы на протяжении 2004—2005 гг. Основываясь на результатах проведенных исследований, в регионах апробирована модель межведомственного сопровождения выпускников государственных учреждений и службы сопровождения замещающей семьи при органах опеки и попечительства.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

История призрения сирот на Руси берет свое начало c принятия христианства в 988 г. Владимир Мономах (начало XII в.) в своем «Поучении», адресованном сыновьям, призывал их заботиться о вдовах и сиротах. Поддержка детейсирот стала важной составной частью отечественной модели социальной помощи, одной из нравственных норм национального сознания.

Во все времена сирота – это человек, лишенный попечения, оставшийся без средств к существованию, зависимый, безродный. Сиротами называли и детей, оставшихся без родителей или брошенных ими, и стариков, одиноких и брошенных на произвол судьбы детьми и родственниками. В статье речь пойдет о детях в возрасте до 18 лет. Сиротами при живых родителях на Руси чаще всего становились незаконнорожденные, «зазорные», дети, усыновление которых собственными родителями было запрещено [6].

В конце XIX в. на государственное призрение могли претендовать: круглые сироты – дети, утратившие обоих родителей вследствие их смерти; дети сирые и убогие (инвалиды); внебрачные дети, матери которых нуждались в помощи в воспитании ребенка; временно все младенцы (законные не старше 10 месяцев), матери которых
вследствие болезни, при отсутствии личных средств нуждались во временной отдаче ребенка; подкидыши, доставленные полицией.

  1. Басова В.М. Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей): Учебно-методическое пособие. Кострома, 2003.
  2. Бахрушин С. Организация попечения о беспризорных детях в Москве. М. 1916.
  3. Зарецкий В.К. Дубровская М.О. и др. Пути решения сиротства в России. М. 2002.
  4. Захарова Ж.А. Осипова И.И. Замещающая семья: Научно-методическое пособие. М. 2005.
  5. Котли П. Новые приемные родители (первый опыт). Новосибирск, 2000.
  6. Невзоров А. Опека над несовершеннолетними.

    Ревель, 1892.

  7. О положении детей в Российской Федерации / Под ред. С.В. Дармодехина. М. 2005.
  8. Cautley P.W. New Foster Parents. N. Y. 1980.

doi:10.17759/cpp.10.17759/cpp06

Актуальные проблемы профессионального сопровождения замещающей семейной заботы Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы Попова И. Н.

Статья направлена на анализ современных проблем профессионального сопровождения замещающей семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. На основе характеристики существующих отечественных концепций социально-психологическо­го сопровождения замещающих семей в качестве перспективного направления деятельности специалистов служб сопровождения замещающей семейной заботы определяется метод и технология моделирования, позволяющие индивидуализировать работу с семьей как социально-пси­хологическим организмом.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, Попова И. Н.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Попова И. Н. Актуальные проблемы профессионального сопровождения замещающей семейной заботы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №26. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-professionalnogo-soprovozhdeniya-zameschayuschey-semeynoy-zaboty (дата обращения: 11.06.2016).

Попова И. Н. Актуальные проблемы профессионального сопровождения замещающей семейной заботы Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-professionalnogo-soprovozhdeniya-zameschayuschey-semeynoy-zaboty (дата обращения: 11.06.2016).

Попова И. Н. (2012). Актуальные проблемы профессионального сопровождения замещающей семейной заботы. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-professionalnogo-soprovozhdeniya-zameschayuschey-semeynoy-zaboty (дата обращения: 11.06.2016).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Попова И. Н. Актуальные проблемы профессионального сопровождения замещающей семейной заботы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №26 С.107-111.

Попова И. Н. Актуальные проблемы профессионального сопровождения замещающей семейной заботы Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2012).

Попова И. Н. (2012).


Актуальные проблемы профессионального сопровождения замещающей семейной заботы. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения

Работа с родителями — Приемная семья

Е.В. Серова
Замещающая семья: факторы, влияющие на психологическое здоровье, и предпосылки для возникновения страхов у приемного ребенка
Современная гуманитарная академия (Пенза).
Воспитание в детском доме как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, до недавнего времени была в России традиционной. Однако, как показала практика, значительный процент детей, воспитывающихся в учреждениях, подвержен влиянию деструктивных тенденций и склонен к появлению социально-психологической дизадаптации. Воспитание ребенка вне семьи часто сопровождается нарушениями социального, физического, психического развития. Только в семье ребенок получит поддержку и полноценное развитие, видя пример семейных отношений, сможет в дальнейшем создать полноценную семью. Международный опыт показал, что лучшая альтернатива детскому дому – это замещающая семья. В настоящее время провозглашен курс на расформирование детских домов расформировываются, передачу детей в семьи [2].

Замещающая семья является одной из форм замещающей заботы или приема: эти два термина используются для обозначения воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время существует три вида замещающей заботы: институциональное воспитание, замещающая семья и профессиональная замещающая семья. Институциональным воспитанием считается воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и в детских домах семейного типа. Воспитание в замещающей семье имеет четыре формы, три из которых считаются профессиональными. Непрофессиональной формой является опека, так как опекуны являются законными представителями ребенка и получают деньги на его содержание. К профессиональным замещающим семьям относятся следующие три разные формы: приемная семья. патронатная семья, семейная воспитательная группа. Одной из основных целей интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональной приемной семье является компенсация нарушений развития. Подобная цель достигается только при наличии в семье определенных условий.
С точки зрения психологии, главной характеристикой замещающих семей является вневременное, неформальное, ответственное отношение членов семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе, другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских отношений, супружеских отношений и, конечно, чувство «тыла» в самостоятельной жизни [4].
Рекомендовать для воспитания покинутых или осиротевших детей можно тех людей, которые обладают следующими качествами:
1. Принимают ребенка в свою семью по причинам, не противоречащим главной цели усыновления: максимальной пользы для общефизического развития и формирования личности ребенка.
2. Находятся в том возрасте, который соответствует возрасту приемного ребенка с точки зрения естественной возрастной разницы между родителями и детьми.
3. Считаются физически и психически здоровыми людьми, а домашние условия, в которые они принимают ребенка, являются гарантией его здорового развития.
4. Предоставляют достаточно убедительную гарантию в постоянстве семейных отношений, сложившихся в то время, когда в семью принимается ребенок.
5. Проявляют такие личностные качества и способности, которые реально обеспечивают общее развитие ребенка, его оптимальное включение в жизнь и деятельность общества [1].
И казалось бы, польза от передачи ребенка в замещающую семью очевидна. Но так бывает не всегда. Существует ряд неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности приемного ребенка, но и нанести урон его психическому здоровью. И в этом случае дети часто остаются «наедине» со своими чувствами, переживаниями и страхами.
К таким факторам, во-первых, относятся мотивы принятия ребенка в семью приемными родителями. Как показывает практика, некоторые мотивы приемными родителями не озвучиваются, хотя имеют место. Отчасти это происходит потому, что приемный родитель сознает — с таким мотивом ребенка ему никто не даст, отчасти потому, что приемный родитель и сам его не осознает. Что это за мотивы? Желание сохранить семью, удержать мужа (жену), самоутвердиться в глазах окружающих, получить внимание и социальное одобрение за хороший поступок, «вылечить» супруга от алкоголизма. Некоторые мотивы могут быть продиктованы личностной проблемой (комплекс неполноценности, потребность в постоянном социальном одобрении) или нарушенными отношениями между супругами (отсутствие взаимопонимания). Попытка решить такие проблемы принятием ребенка в семью изначально обречена на неуспех, так как проблема кроется в личности приемного родителя или его внутрисемейных отношениях. В тех случаях, когда мотив не осознается, человеку кажется, что он просто хочет ребенка, и как только он появится, все наладится. Ребенок появляется, но почему-то вызывает раздражение. Раздражение, опять-таки, связывают не с тем, что подсознательные ожидания от своего шага не оправдались, а с тем, что ребенок «плохой». Рассмотрим некоторые негативные мотивы.
Семьи, не имеющие детей, очень часто прибегают к созданию приемной семьи, с тем чтобы присмотреться к ребенку, пожить какое-то время вместе, а затем принять решение об усыновлении. В обществе широко распространено мнение о «дурной наследственности» и «неблагодарности» приемных детей, что и является причиной такого «пробного брака». У родителей изначально есть сомнения в том, что ребенок «хороший», они не уверены в своих воспитательных возможностях и своей способности любить. Мотив создания приемной семьи в этих случаях направлен на собственные интересы, но никак не на интересы ребенка. И если приемные родители разочаруются в ребенке, то они могут отдать его обратно. Возвращение ребенка из семьи в интернатное учреждение всегда травматично для ребенка и формирует позицию «Я – плохой. Вы – плохие». При этом у ребенка страдает психоэмоциональная сфера, могут сформироваться неуверенность, тревожность и страхи.
Мотив «хочу реализовать себя в качестве родителя», подготовить ребенка к жизни — естественное желание каждого родителя и хорошо реализуется, если при воспитании ребенка учитываются его личностные особенности и признается его индивидуальность. Бывает, однако, что за заявлением «хочу реализоваться как родитель» стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею или реализовать через ребенка свою потребность в достижении и социальном признании. Такой родитель имеет жесткий образ того, каким должен быть «его» ребенок, и будет стремиться подгонять ребенка под эти представления. Страдать при этом будут обе стороны — и родитель, чьи ожидания скорее всего не оправдаются, и ребенок, который не чувствует себя принятым.
Мотив «обретения смысла жизни» подразумевает потерю смысла жизни, что может быть обусловлено разными причинами. Как острым горем, ситуативным стрессом, нарушенными отношениями в семье, так и плохо сформированными коммуникативными навыками или одиночеством, за которыми иногда стоят личностные нарушения. Создание приемной семьи в данном случае проблему не ликвидирует, хотя и может вызвать чувство субъективного облегчения. Нерешенная личностная проблема в дальнейшем может быть причиной установления патологических взаимоотношений с ребенком, что, в свою очередь, негативно скажется на его личностном развитии.
«Страх одинокой старости» изначально предполагает договорные отношения «ты – мне, я — тебе». Интимность, теплота, взаимное доверие в таких отношениях отсутствуют, а значит, создание приемной семьи вряд ли будет успешным. Желание ухаживать за родителями хорошо, если оно продиктовано любовью и благодарностью к ним, а не отработкой своего долга.
Нередко к созданию приемной семьи прибегают семьи, дети которых умерли. Находясь в состоянии острого горя, родители совершают действия, призванные уменьшить боль от потери. Решение принимается импульсивно, без взвешивания своих возможностей, как мера «скорой помощи». В этом состоянии родители нуждаются в понимании и поддержке и поэтому не способны оказать ее приемному ребенку, испытывающему трудности адаптации в новых для него условиях. Практически всегда родители, потерявшие ребенка, испытывают чувство вины за произошедшее. Неосознанно они пытаются исправить ситуацию, применительно к приемному ребенку. Бессознательное ожидание от приемного ребенка, что он заменит умершего, часто формирует у него патологические черты характера. Практика показывает, что создание приемной семьи, произведенное в момент не прожитого горя, заканчивается отчуждением между ребенком и приемными родителями. Усыновление семьей, потерявшей своего ребенка, возможно, если она прожила свое горе, вышла из него и начала жить в новой реальности без ребенка.
Что касается мотивов — сохранения семьи, избавления от чувства неполноценности, получения признания за благородный поступок, «лечения от алкоголизма» супруга, самоутверждения, то следует знать, что ожидания, стоящие за ними, никогда не оправдаются. Воспитание по этим мотивам, без любви к ребенку, принятия его, понимания его трудностей, желания помочь ему скорее принесут ему вред, чем помогут. Холодные, жесткие отношения в семье, отвержение ребенка калечат его не меньше, чем воспитание в интернатном учреждении.
Достаточно распространенным мотивом создания приемной семьи является желание семьи иметь оплачиваемую работу. Обычно им руководствуются граждане, проживающие в сельской местности, где затруднительно найти работу. Если желание зарабатывать деньги за воспитание детей на дому не подкреплено любовью к детям, пониманием их потребностей и проблем, то прогноз жизнедеятельности такой семьи неблагополучный. Через какое-то время приемные родители сознают, что воспитание ребенка — чересчур тяжелый труд, который не окупается зарплатой.
Еще одну категорию граждан, желающих создать приемную семью, представляют женщины после 45-50 лет, уже вырастившие своих детей. Чувствуя себя, с одной стороны, полными сил, а другой — несколько обиженными невниманием своих детей, не впускающими их в свою жизнь, они считают, что оптимальным выходом из ситуации является воспитание приемного ребенка. Взявшись за дело с похвальным рвением, женщины быстро устают, поскольку стремятся к образцовым отношениям, коих не достигли со своими детьми. И чувствуют себя обманутыми, потому что и приемный ребенок «не желает» быть таким, каким он должен быть, по мнению приемной мамы.
К созданию приемной семьи иногда прибегают семьи, имеющие ребенка-инвалида. Руководствуются они желанием приобрести своему ребенку компаньона, а в будущем человека, который будет осуществлять за ним уход.
Еще одним мотивом создания приемной семьи выступает желание женщин «отработать грех за сделанные аборты». То есть, воспитание ребенка рассматривается как своего рода наказание. Руководствуясь таким мотивом, женщина не может адекватно оценить поведение ребенка, а, следовательно, верно построить свои отношения с ним [8].
Некоторые семьи, желающие взять на воспитание ребенка, судят о нем по его внешним данным, не принимая во внимание его предыдущие переживания. Приемные родители до момента появления в их семье ребенка часто фантазируют, формируют свои ожидания и нормы поведения, которые характерны для них в связи с предстоящим усыновлением. Глубокий конфликт между их фантазиями, ожиданиями и поведением и тем, что они реально наблюдают с приходом в семью приемного ребенка, осложняет установление тесного эмоционального контакта между ребенком и приемными родителями и может приводить к отвержению ребенка. Ребенок-сирота, пытаясь интегрироваться в семейную систему, прежде всего сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые и сама семья крайне слабо осознает [4].
При появлении приемного ребенка все члены семьи переживают эмоциональные трудности. Дети переносят на приемных родителей обиды, накопившиеся на биологических родителей, по тем или иным причинам оставивших их. Они бывают в силу своего прежнего воспитания и опыта проживания в асоциальной среде склонны к агрессии, лжи, воровству и различным девиациям. Приемные родители испытывают чувство вины, так как их чувства к приемным детям, по крайней мере, на первых порах очень амбивалентны. Постепенно приемный ребенок воспринимает нормы и стиль поведения, установленные в данной семье [4].
Многие замещающие семьи, взявшие детей на воспитание, все-таки не имеют необходимого педагогического опыта, хотя имеют опыт общения с детьми родственников или знакомых. Совершенно очевидно, что приемный ребенок отличается от родительского. Он не имеет позитивного опыта проживания в семье. Наблюдается социокультурная депривация. У родителей в процессе воспитания детей возникают проблемы психологической направленности. Вдруг откуда-то зарождается межличностный конфликт, происходит искажение детско-родительских отношений, возникает непонимание или негативное отношение к ребенку.
В семье, взявшей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно происходит изменение имеющегося равновесия (или так называемого социального гомеостаза семьи). Ребенок включается в семейную систему замещающих родителей, имея при этом биологических родителей или родственников. В замещающую семью ребенок входит со своим социальным опытом, который, как правило, не соответствует нормам замещающей семьи. Ребенок в замещающей семье должен пройти процесс интеграции. Кризисы в этой форме семьи сравнимы с проблемами нового семейного организма. Примерно в 17,5% случаев адаптация детей в таких семьях проходит болезненно [3].
Особые черты, характеризующие семьи с приемными детьми в отличие от обычных семей, касаются специфики взаимоотношений в семье и особенностей воспитания приемных детей. А.С. Спиваковская, исследовавшая особенности родительских позиций в приемных семьях, отмечает наряду с общими характеристиками неадекватности, ригидности и непрогностичности некоторую специфику в конкретном проявлении этих неблагоприятных качеств. Например, неадекватность родительской позиции в сфере социально-перцептивных особенностей выражена особенно ярко. Образ ребенка, восприятие присущих ему психологических качеств, характера, темперамента, склонностей, физических особенностей «зашумляет», делает неточным, недифференцируемым, грубо оценочным в основном постоянно сопровождающий родителей страх, что у ребенка «неблагоприятный генофонд», плохая наследственность. Находясь под постоянным давлением особого комплекса страха, родители начинают фиксировать любые, даже самые мелкие черты неправильного поведения, которые вполне могут быть объяснены естественным ходом взросления ребенка, закономерным возрастным кризисом. Образ ребенка окрашивается в представлении родителей в мрачные тона, начинает обосновываться как проявление болезни, а его будущее выступает в красках пессимистического предвидения всевозможных бед, ограничений, непреодолимых трудностей. «Я» ребенка наполняется бессознательно для родителей в основном негативными качествами, а достоинства ребенка преуменьшаются [7].
Кроме этого, рядом авторов выделяются различные страхи и опасения замещающих родителей, что в свою очередь накладывает отпечаток и на детей [5]. Вот некоторые из тревог и опасений замещающих родителей: приемный ребенок окажет негативное воздействие на родных детей и жизнь семьи в целом; поведение кровных родителей ребенка; воздействие на взаимоотношения в приемной семье; отношение к семье со стороны ближайшего окружения (соседей, друзей и т. д.); как сложатся отношения между детьми (приемными и родными); недостаток понимания со стороны приемных детей; недостаток отдыха; недостаток помощи специалистов; ощущение беспокойства в отношении будущего приемного ребенка; непонимание и неприятие семьи со стороны других людей; сексуализированное поведение ребенка; ребенок не в состоянии налаживать какие-либо взаимоотношения; невозможность продолжать отношения с ребенком, если он возвращается в родную семью; обвинения родителей (кровных, приемных) детьми; страх не справиться с ребенком; отказ от ребенка; воздействие ситуации на родных детей; конфликты, ссоры между детьми — родными и приемными; как общаться с родной семьей приемного ребенка; как строить взаимоотношения с ребенком с задержкой развития; как помогать ребенку, если он лжет, грубит, агрессивен; нарушение ребенком личного пространства взрослых; ребенок, убегающий из дома; ребенок, ворующий; агрессия со стороны родственников приемного ребенка; как защититься от взрослого приемного ребенка, который, несмотря на все усилия семьи, вырос агрессивным [5].
Главными источниками психологических проблем взаимодействия приемных детей и родителей являются: отсутствие ценностных ориентиров и правил построения взаимоотношений в семье; степень принятия ребенка; дизадаптивная атмосфера в семье; приемный ребенок не соответствует ранее сформировавшимся представлениям родителей; смысловой барьер, когда родители не понимают все более усложняющиеся потребности взрослеющего ребенка, не хотят анализировать мотивы его поступков, приписывают ему несуществующие мотивы и неправильно оценивают поведение ребенка; ограничение активности и самостоятельности ребенка; эмоциональная холодность; проблема положения ребенка в приемной семье; отсутствие опыта взаимодействия; отсутствие специальных «традиций» у самого ребенка; наказание за проступок [6].
Наиболее частыми ошибочными действиями замещающих родителей являются [5]:
1. Создание и поддержание образа ребенка, который в реальной действительности ему не соответствует. Это рождает у замещающих родителей чувство постоянной неудовлетворенности, раздражительности, приводит к необоснованным придиркам, неадекватным оценкам детских действий и шалостей. Все это способствует росту напряженности в отношениях, провоцирует столкновения, протестные реакции, демонстративное самоутверждение приемных детей.
2. Ребенок требует значительных усилий по уходу за собой. Затраты времени на воспитание приемного сына или дочери превосходят те, на которые первоначально рассчитывали замещающие родители.


Постепенно накапливающаяся усталость, ухудшение взаимоотношений с супругом, родственниками и друзьями прямо или косвенно сказываются на характере требований, которые предъявляются к принятому ребенку. Окрики, претензии, ограничения, обвинения в неблагодарности — все это делает гнетущей семейную атмосферу, подталкивая приемных детей к неадекватной форме психологической защиты.
3. Ребенок по мере взросления приносит в дом все новые и новые проблемы: болезни, неудачи адаптации в дошкольном учреждении или школе, плохое общественное поведение, непослушание в замещающей семье на фоне усиливающегося страха перед осуждением его действий и семьи окружающими. Замещающим родителям кажется, что приемный ребенок портит их общественный имидж, снижает их авторитет, мешает их продвижению по ступенькам карьеры. Они начинают предъявлять категоричные требования к ребенку. В пылу гнева не разводят личность и поступок приемных детей, демонстрируют свое гипертрофированное переживание стыда, отчаяния, все более и более формируя у детей комплекс вины. Приемный ребенок стремится понять причины и, естественно, ищет их у других. Он готов к тому, чтобы легкий намек на отсутствие между ним и взрослыми биологической связи использовать для объяснения натянутости в отношениях. Это еще более усугубляет ситуацию.
4. Из-за ребенка стали возникать конфликты между самими замещающими родителями, особенно если один из них был против принятия нового члена в семью. Взаимные упреки, перерастающие в ссоры, волнуют приемного ребенка, формируют у него ощущение ненужности со всеми вытекающими отсюда по
следствиями.
5. Разногласия между замещающими родителями относительно содержания, форм и методов воспитания. Оказавшись между двумя стратегиями воспитания, приемный ребенок чаще всего теряет основные ориентиры поведения. В результате этого все прежние достижения быстро нивелируются, а отрицательные проявления угрожающе распространяются.
Эти ошибки свидетельствуют о том, что нередко принятие ребенка в семью происходит неосознанно.
В заключении можно отметить, что только в семье ребенок получит поддержку и полноценное развитие. В настоящее время все большее число специалистов склоняется к передаче детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи. Но на этом помощь ребенку не заканчивается, очень важно помочь ему адаптироваться в новой семье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитание детей в неполной семье / под общ. Ред. Ершовой Н.М. — М. 1980. – 208 с.
2. Гринберг С.Н. Савельева Е.В. Вараева Н.В. Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб. Речь, 2007. – 352 с.
3. Гусарова Г.И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Самарской области // Народное образование. – 2001, № 7. -С. 182-184.
4. Диагностика и консультирование детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: методическое пособие. Под редакцией Савицкой Б.М. – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006. — 302 с.
5. Захарова Ж.А. Осипова И.И. Замещающая семья. Методическое пособие. – Москва–Кострома, 2005. – 95 с.
6. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии.- 2000, № 3. — С. 56-67.
7. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. — М. Просвещение, 1991. – С. 171-193.
8. Фурманов И.А. Аладьин А.А. Фурманова Н.В. Психологические осо
бенности детей, лишенных родительского попечительства.- Минск: 1999. -185 с.
Источник: Вопросы психического здоровья детей и подростков — 2012 (12), № 1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *